Все вокалисты бывали в такой ситуации: выступление идет гладко — поешь великолепно, толпа ревет, готовишься взять высокую ноту и… даешь петуха (голос ломается).
Как ни странно, существует несколько причин таких переломов — срывы и сдвиги в голосовом аппарате, обусловленные физиологией, неправильное использование мягкого неба, и, еще чаще, переход от грудного к головному голосу и обратно.
Вы готовы покончить с этими переломами раз и навсегда? Тогда начнем!
Откуда берутся переломы при пении?
Основная причина переломов — это отсутствие связи между грудным и головным голосом. Для новичков умение объединять грудной и головной голос должно быть приоритетом №1, так же как для опытных вокалистов — поддерживать это умение.
Когда говорят о вокале, то грудной и головной голос наделяют самыми разнообразными смыслами и этими терминами максимально размыто описывают разные явления. Здесь кроется причина такого большого количества разночтений в вокальных методиках. Люди буквально говорят на разных языках, используя такие широкие термины как грудной и головной голос.

Неудивительно, что все эти стандартные советы типа «будь как утка» или «удерживай большой надувной мяч в руках» практически не работают для большинства. Фактически, они не и не будут работать, пока вы не обратитесь к первоисточнику и вот тогда уже поймете, что стоит за этими абстрактными метафорами. Так что, давайте забудем о них и рассмотрим переломы в голосе с практической точки зрения.
Есть две основных причины переломов — физиологическая и резонансная. Сначала рассмотрим физиологический (механический) перелом, а затем второй, тесно связанный с микстом.
Физиологический (механический) перелом
Парни, скорее всего, вам хорошо известен такой перелом.
Физический перелом случается по многим причинам, но основная из них это неправильное взаимодействие между щиточерпаловидной (thyroarytenoid muscle, TA) и перстнещитовидной мышцами (cricothyroid muscle, CT). Вы в буквальном смысле тянете мышцы, ответственные за создание так называемого грудного голоса, все дальше и все выше, пока они не начинают работать со значительным напряжением и сопротивлением.

Многим новичкам не нравится звучание нетренированного головного голоса — оно или слишком слабое, или изобилует большим количеством лишнего воздуха, и поэтому вместо того, чтобы заниматься развитием головного, его полностью игнорируют и пытаются достать «грудью» максимально возможно высокие ноты, что приводит к физиологическим переломам в голосе (петухам) во время исполнения песни.
Диапазон вокалиста, прежде всего, определяется балансом между толщиной голосовой складки и ее натяжением. Когда мы поем в низком регистре, TA сокращают голосовые складки, делая их толще и короче, чтобы те могли колебаться с низкой частотой, необходимой для создания низких нот. В высоком регистре мы задействуем CT, которые растягивают складки, делая их тоньше и длиннее, как это происходит, когда мы растягиваем канцелярскую резинку, так складки колеблются быстрее и чаще.
Конечно, поиск золотой середины в координации этих типов мышц, по мере того как вы учитесь переключаться между грудным и головным голосом, может занять некоторое время.
Но реальность такова, что ваш голос изначально создан для того, чтобы работать корректно, поэтому все переломы случаются, по большей части, из-за вашего восприятия, нежели из-за физической неспособности правильно звучать. Отличным способом проверить справедливость этого утверждения будет попеть несколько дней только липроллы (губные трели «бррр»).
Да-да, не пойте ничего, кроме липроллов, и вы, без сомнения, обнаружите этот «мостик» между низким и высоким регистром; звук будет формироваться без напряжения и очень легко. Бинго!
В этот самый момент вы и измените восприятие своего голоса и заметите, что сейчас, когда вы поете гласные вместо липроллов, что-то идет не так...

Трюк в том, что вам не нужно «ставить» свой голос, нужно просто помочь ему сделать то, что он и так умеет. Пока вы работаете над устранением переломов, пойте чуть тише, начните с липроллов и перестаньте добиваться от своего голоса определенного звучания или пробовать себя в жанрах, к которым вы еще не готовы. Ваш голос уже обладает способностью смешивать звучание грудного и головного регистров.
Просто позвольте ему самому это сделать, и работайте над стабильностью звучания каждый раз, когда вам удается найти этот «мостик».
Если так и не удается избавиться от переломов
Если вам удалось решить проблему механического перелома, и вы регулярно выполняли липроллы длительное время, но голос по-прежнему продолжает срываться, скорее всего, это второй вид перелома, резонансный. Помимо механических переломов в грудном и головном регистре, при работе ТА и СТ соответственно, многие вокалисты испытывают перелом или смещение резонанса, независимо от регистра.

Проверьте это самостоятельно — возьмите, а затем потяните низкую ноту, остановитесь, а потом возьмите высокую ноту в головном регистре. Чувствуете две разных области, в которых образуется резонанс, когда вы поете? Бинго! Здесь и кроется причина ваших переломов.
Да, между грудным и головным регистром присутствует физическое переключение, когда меняется толщина голосовой складки и степень ее натяжения, но в резонансе, который образуется и в том, и в другом регистрах, такого переключения нет. Фактически, это смесь этих двух типов резонанса, позволяющая петь без перелома. По сути своей, ты не переключаешься с грудного на головной звук по мере приближения к перелому, а просто все время поешь с резонансом обоих регистров.
Ну что, крышесносное открытие?
Теперь вернемся к липроллам. Приближаясь к моменту перелома, вместо того, чтобы сосредоточиться на переключении, попробуйте задействовать сразу оба резонанса (головной и грудной), чтобы звучание между ними плавно перетекало из одного в другой, словно градиент из черного в белый (по центру серый) или рисунок, который образует положение фейдеров на графическом эквалайзере. Научиться объединять два типа резонанса один из наиболее важных этапов в формировании мощного и стабильного певческого диапазона.
Почему переломы случаются на высоких нотах?
Чаще всего, перелом в голосе происходит именно в высоком регистре, поэтому очень важно добиться плавного, незаметного перехода между грудным и головным голосом, чтобы, в дальнейшем, формировать сбалансированный звук вплоть до самой верхушки диапазона и извлекать его полным, приятным и сильным голосом, а не слабым и с избыточным количеством воздуха.

Здесь нам очень поможет концепция «микста» или, иными словами, среднего голоса.
Пытаясь соединить «грудь» и «голову», полезным будет представить этот третий, «срединный» регистр, так как в таком случае, фокус внимания сместится с этих двух крайностей и станет возможным петь с использованием обоих типов резонанса и корректно управлять физиологией вокального тракта. В следующей статье мы попытаемся найти свой средний голос или, говоря общеизвестными терминами, микст.
Автор: Kegan DeBoheme
Переводчик: Анастасия Казарновская
Редактор: Василий Фадин